Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в Неделю 27-ую по Пятидесятнице об исцелении согбенной женщины (Лк. 13:10-17)


  Эпизод из земной жизни Спасителя, исцелившего женщину, которая страдала восемнадцать лет от болезни, проиллюстрировал несколько черт религиозной жизни не только евреев эпохи Ветхого Завета, но христиан нынешнего времени. Обращает на себя внимание  реакция начальника синагоги после совершения Христом чуда исцеления. Человек Церкви, призванный научать людей, организовывать с точки зрения внешнего порядка и традиции поклонение Богу, категорически не принимает действия Спасителя: нарушение дисциплинарного положения, регламентирующего внешнюю сторону религиозной жизни, даже и являющееся прямым действием Бога, есть, по мысли начальника синагоги, проявление неуважения к Нему. Мышление обывателя слепнет в свете явного чуда действия Божией силы - начальник синагоги не готов принять радость Божиего присутствия. В ответ на проявленное милосердие в адрес Иисуса Христа звучит ворчание, слышится начало ропота, готового перерасти в протест.

  Надо признать, что уставщический подход к жизни в Церкви имеет в наши дни продолжение. Правило «устав превыше всего», иногда исповедуемое не только клириками, но и мирянами, подменяет жизнь духа в церковной общине на формальное соблюдение указаний и канонов, а также весьма личных волеизъявлений представителей духовенства. Причем такое самозашоривание, так удобное для самих клириков и мирян, лишает их доступа к сокровищнице церковной мудрости, внутренней свободе, расширяющейся в действии Святого Духа. Замечено, что соблюдение правил без углубленного осмысления их цели и характера действия притягивает людей к земле, суживает их душу, притупляет чуткость к высокому и прекрасному.

  Как логическое продолжение этой слабости души, ее часто сопровождает ханжество, или показная набожность, частный случай лицемерия. Не случайно поэтому Сам Господь выявил ее присутствие в словах начальника синагоги, которые противоречат даже простой логике бытовой жизни. Маски добродетели особенно опасны в церковной жизни. Пользующийся ими, играя в благочестие, обманывает себя и закрывает себя же от благодати, действие которой всегда формирует в сердце естественность.

  Спаситель подсказывает нам, что для настоящей добродетели нет ограничения во времени и пространстве. Никакой закон, устав, правило или принцип не должны препятствовать действию милосердия и сострадания: именно эти добродетели, пронизанные всепрощением и любовью,  взламывают все средостения, часто выстроенные лишь в умах людей.

  Просто надо быть искренними с собой, близкими и дальними. Такой подход к людям порождает скромность, не предполагает позиционирование себя в разных ролях среди людей, в т.ч. в Церкви. Только такое сердце способно привлечь благодать Божию, стать боговидной и живущей Святым Духом.


08.12.2017