Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Букреева Е.М. Альбом сестёр Озеровых

 АВТОР: ЕЛЕНА БУКРЕЕВА
В блоге Государственного Исторического музея опубликовано исследование старшего научного сотрудника ГИМ, кандидата исторических наук Елены Букреевой, посвященное альбому рисунков сестер Озеровых - внучек основательницы Аносина Борисоглебского монастыря игумении Евгении (Мещерской) и родных сестер третьей настоятельницы Аносинской обители игумении Евгении (Озеровой). На акварельных рисунках запечатлены, в том числе, виды Аносина, интерьер Аносинской усадьбы, а также другие места, дорогие для семейства Озеровых. Исследование этого чудом сохранившегося до наших дней альбома позволяет раскрыть страницы жизни семейства, тесно связанного с историей Аносина монастыря.

Альбом сестёр Озеровых

Альбомы как уникальное явление русской культуры конца XVIII –первой половины XIX века всегда были объектом внимания искусствоведов, историков, филологов. Они были неотъемлемой частью дворянской культуры. Изображения старых помещичьих усадеб, их владельцев в интерьерах комнат, на прогулке в саду, мельчайшие детали дворянского быта – все это позволяет нам почувствовать характер эпохи, ее дух.

В отделе изобразительных материалов ГИМ хранится любительский альбом, приобретенный в 1977 г. у вдовы советского художника А.М. Грачева. Он состоит из 32 акварельных рисунков, исполненных членами одной семьи, родными сестрами Озеровыми, в период с 1836 по кон. 1840-х гг.

Сестры Озеровы относились к московской дворянской ветви. В отличие от своего четвероюродного брата, сенатора и дипломата Александра Петровича Озерова, московские Озеровы были победнее, не так широко известны. Не сохранился их дом в Малом Власьевском переулке, ничего не осталось от усадьбы в селе Аносино Истринского района Московской области, располагавшегося в двух шагах от Борисоглебского женского монастыря, основанного бабушкой сестер Озеровых княгиней Евдокией Николаевной Мещерской, урожденной Тютчевой.

В семье тайного советника Семена Николаевича и Анастасии Борисовны Озеровых было 12 детей. Из них авторами рисунков в альбоме являются три сестры: Надежда, Варвара и Екатерина.

Открывает альбом рисунок Варвары Семеновны Озеровой с изображением своих незамужних сестер в интерьере парадной комнаты в старом усадебном доме села Аносино.

Озерова Н.С. Гостиная в старом доме Озеровых в имении Аносино. Слева направо: Надежда, Любовь, Евгения, Екатерина Озеровы, А.Н.Домогатская. 1847 г.
Озерова Н.С. Гостиная в старом доме Озеровых в имении Аносино. Слева направо: Надежда, Любовь, Евгения, Екатерина Озеровы, А.Н.Домогатская. 1847 г.

Благодаря другому рисунку мы можем видеть, как внешне выглядел этот же дом после переделки. Здесь Варвара Семеновна изобразила свою младшую сестру Александру, будущую супругу Петра Михайловича Глебова.

Озерова В.С. Новый дом Озеровых в имении Аносино. Не ранее 1845 г.
Озерова В.С.
Новый дом Озеровых в имении Аносино.
Не ранее 1845 г.

На другом рисунке Варвара Семеновна запечатлела вид на аносинский луг и лес со стороны гостиницы при Аносино-Борисоглебском монастыре, о которой сохранились сведения в литературе:

«При обители есть больница и богадельня для монахинь.. Близ ограды деревянная гостиница, весьма чистая и достаточная для приезжих богомольцев».

Озерова Н.С. Вид села Аносино. 1846 г.
Озерова Н.С.
Вид села Аносино. 1846 г.

Четыре рисунка в альбоме посвящены изображению московского дома Озеровых. Речь идет о доме князей Мещерских во 2-й Пречистенской части г. Москвы, который располагался на пересечении Гагаринского и Малого Власьевского переулков (не сохр.). С 1796 г. домом владела вдова Бориса Ивановича Мещерского княгиня Евдокия Николаевна.

После замужества единственной дочери Анастасии в 1814 г. дом в приходе Священномученика Власия, в Старой Конюшенной перешел во владение Озеровым. Судя по воспоминаниям, дом был большой. До 1860 г. в нем проживали вместе три незамужние сестры Озеровы: Варвара, Надежда и Евгения. В 1874 г. родительский дом был продан и сестры сокрушались:

«в нем все мы возросли, все воспитались, в нем видели все семейные радости и скорби. Грустно, когда все былое уничтожается».

Большой интерес представляет работа третьей дочери Озеровых Екатерины, запечатлевшей не только интерьер гостиной московского дома, но и портрет своей матери за рукоделием.

Озерова Е.С. Гостиная дома Озеровых в Малом Власьевском переулке в Москве. 1839 г.
Озерова Е.С.
Гостиная дома Озеровых в Малом Власьевском переулке в Москве. 1839 г.

В правом нижнем углу рисунка подпись автора «Catherine Oseroff. 1839. [Parnature». Согласно указанной датировке, на рисунке изображена сорокатрехлетняя Анастасия Борисовна Озерова, урожденная княжна Мещерская, к тому времени мать одиннадцати детей, двух из которых потеряла в младенчестве. Здесь она запечатлена в ожидании последнего ребенка, дочери Евгении. Смеем предположить, что этот любительский портрет Анастасии Озеровой может быть последним прижизненным изображением. Рождение двенадцатого ребенка подорвало здоровье А.Б. Озеровой, и 15 сентября 1841 г. ее не стало. Старшая из дочерей вспоминала:

«Мать моя, рожденная княжна Мещерская, Настасья Борисовна, кроткое, смиренное, любвеобильное существо, соединявшее образование с тонким умом, посвящала себя всецело и постоянно обязанностям семейным».

Озеровы живут очень стесненно, что видно из обстановки московского дома. Никаких излишеств, обстановка более чем скромна.

В альбоме Озеровых есть рисунок с видом неизвестного дворца с круглой башней, увенчанной флагштоком, стоящего на высоком холме, и надписью: «Озеровская дача близ Донского монастыря (?)».

Озерова. Дача Озеровых близ Донского монастыря в Москве. 1840-е гг.
Озерова.
Дача Озеровых близ Донского монастыря в Москве. 1840-е гг.

О том, что Озеровы действительно снимали дачу недалеко от Донского монастыря, сохранилось короткое упоминание в записках старшей сестры Озеровой, Евдокии Семеновны, будущей настоятельницы Аносинского, а затем Страстного монастыря в Москве:

«Не могла скорбь не потрясти слабого здоровья матери: она стала хиреть. Ехать в деревню на лето было невозможно, ибо лечение ей было необходимо, и решили нанять дачу у Донского монастыря. Здесь мы сблизились дружески с почтенным семейством Олсуфьевых. Приятное провождение времени, врачебные средства поправили здоровье матушки».

Рисунок с надписью «Бурцово» и живописным изображением барской усадьбы нашел документальное подтверждение владения Озеровыми имения Бурцово в Можайском уезде Московской губернии. В неопубликованном дневнике Екатерины Семеновны Озеровой, запись от 15 февраля 1837 г. гласит:

«Часто самые незначительные обстоятельства напоминают о самых приятных моментах! Когда я проснулась, вспомнила Бурцово, и мне так захотелось туда поехать; я уже представляла себя под утренними лучами солнца, я бы обошла и поприветствовала все (знакомые) местаеловый лес, деревья, пруд, фингалову пещеру  одним словом: я бы с таким наслаждением вновь увидела все это после 6-летнего отсутствия; О! Я была бы счастлива провести там как-нибудь лето!».

Озерова Н. С. (?) Вид имения Озеровых Бурцево (Можайский уезд Московской губернии). 1840-е гг.
Озерова Н. С. (?) Вид имения Озеровых Бурцево (Можайский уезд Московской губернии). 1840-е гг.

Представляют значительный интерес (и художественный и исторический) два вида имения князей Мещерских Рековичи в Орловской губернии работы средней из сестер Варвары Семеновны.

Озерова Н.С. Вид имения князей Мещерских Рековичи (Брянский уезд Орловской губернии). 1840-е гг.
Озерова Н.С.
Вид имения князей Мещерских Рековичи (Брянский уезд Орловской губернии).
1840-е гг.

Об этом имении сведений в документальных источниках немного. Пояснительная надпись под рисунком, сделанная неизвестным лицом, гласит, что это имение кн. Андрея Павловича Мещерского (двоюродного брата Анастасии Борисовны Мещерской) Рековичи в Брянском уезде Орловской губернии и что в этом имении погребена Екатерина Семеновна Озерова в 1848 г.

Надо сказать, что сестры Озеровы очень любили делать зарисовки в окрестностях Аносина, в частности, рисовали виды соседних с ним имений в Звенигородском уезде. Так, в альбоме хранится лист с надписью «Вид на Рождествено. Рисовано Варварой Семеновной Озеровой».

Озерова В.С. Вид имения князей Голицыных Рождествено 1840-е гг.
Озерова В.С.
Вид имения князей Голицыных Рождествено
1840-е гг.

Известно, что до 1834 г. имением Рождествено Звенигородского уезда Московской губернии владел граф Иван Павлович Кутайсов (1759–1834), а вот несколькими годами ранее Кутайсовы и Мещерские чуть не породнились. Янькова вспоминала о дружбе супруги И.П. Кутайсова и княгини Мещерской, мечтавших повенчать своих детей, Александра Кутайсова и Анастасию Мещерскую. Но брак не случился по причине гибели графа Кутайсова в Бородинском сражении, и через два года Анастасию выдали замуж за Семена Николаевича Озерова. На рисунке в густой зелени липовых деревьев просматривается барский дом с белыми колоннами и красной крышей.

В альбоме Озеровых несколько листов посвящено Крыму. О пребывании «московских» Озеровых в Крыму ничего неизвестно. Смеем предположить, что эти рисунки не натурные, а перерисованные с чужих оригиналов.

Озерова Н.С. Вид Алупки. Рисунок из альбома Российская империя. 1840-е гг.
Озерова Н.С.
Вид Алупки. Рисунок из альбома
Российская империя. 1840-е гг.

Кто преподавал сестрам Озеровым уроки рисования, нам доподлинно неизвестно. Но в дневнике Екатерины Семеновны за 1837 г. неоднократно упоминается некий учитель Куртене (Courtener), дававший сестрам задания. Известно, по крайней мере, о трех композициях, которые были предложены сестрам: «Руины старого замка», «Последние мгновения праведника», «Деревенская церковь». О том, что Куртене был учителем именно рисования, косвенно свидетельствует дневниковая запись от 23 февраля:

«Господин Куртене должен был придти, и мы нарисовали нашу композицию в это же утро, она очень удалась, и он был ею доволен и попросил копию».

Несмотря на любительский характер акварельных рисунков, хранящихся в Государственном историческом музее, они представляют собой ценный источник по истории русской бытовой и художественной культуры второй четверти XIX века.


20.01.2021