Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Иерей Георгий Кириндас БЕСЕДА в Неделю сыропустную, Прощеное воскресенье. Евангельское зачало

   В евангельском зачале, приуроченном к Прощеному воскресению, Спаситель говорит очень простыми и ясными словами, что связь с Небом, прямой разговор с Богом не возможен без прямой связи человеческих сердец друг с другом. Прямота здесь означает искренность, естественность, чистоту, любовь. Горние миры откроются сердцу лишь в примирении с земными жителями, именно у них друг с другом не должно быть никаких средостений: души людей должны сочетаться в одной гармонии, чтобы их совместное звучание услышали на Небесах. Вот почему очень честно перед Господом и людьми просить у ближнего прощение.

    В свете наступающего в Православной Церкви Великого Поста очень важны слова Христа про пост. Воздержание в пище не может иметь ценность саму в себе, оно теряет смысл, если его восприятие распространяется лишь на сферу жизни плоти или даже становится поводом к превозношению над не постящимися. Пост есть дело внутренней, религиозной жизни человека и является одной из форм личной жертвы самого себя перед взглядом Правды Божией. А значит не может быть афишируемым окружающим, делаясь причиной разъедающего и оглупляющего тщеславия.

   Тема телесного поста в евангельском тексте сопряжена с призывом к неподдельному благочестию, определенной аскезе даже на бытовом уровне. Это касается отношения христианина к материальным благам и заботе о теле, а также целомудрия ума – т.е. работы над собой скорее не внешнего, а внутреннего человека. Сохраняя за постом важность как упражнения тела в воздержании ради угомонения присущих ему страстей, унижающих достоинство личности, Богочеловек призывает своих последователей к свободе от гнета и страстей душевных. Ложные желания материальных благ, телесного и психологического комфорта, низкие движения души, связанные с испорченностью человеческой телесности, - все это омрачает сердце, суживает масштаб личности, приземляет ее мысль. Христос дает Своим ученикам свободу от рабства темному началу человеческой природы и осветляет ум, который приобретает истинное ведение смыслов вещей.

   Наступает Пост, который называют весной души. Приходит время новых возможностей для молитвы и доброделания, обновления себя покаянием для раскрытия новых духовных потенциалов и перспектив.

   Нельзя также забывать, что христиане вступают в Пост в ожидании радости и света Пасхи, Праздника праздников. Чтобы быть способным принять его в себя, нужно освободиться от нароста греха. Возможно это сделать только через раскаяние и прощение обид. Святитель Феофан Затворник пишет: «Прощение обид – самый короткий и надежный путь к спасению». Умеющий прощать взламывает все средостения между сердцем и Богом, призывая Его безграничные милости: «Прощающий сам будет ходить под всепрощением Божиим». И одновременно прощение ближнего, а таковым является для нас любой человек, становится встречей с самим собой. Такое обращение к внутреннему миру оказывается исцеляющим и преображающим. Преподобный Исаак Сирин призывает нас: «Умирись с собой, и умирятся с тобой небо и земля». Плодом покаяния и прощения будет мир души, тишина желаний и мыслей, блаженство сопричастности миру Божьей Полноты. А любые испытания, искушения лишь повод укрепиться на благодатном пути в Царство Сына Божьего.


29.02.2020