Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

БЕСЕДА на Праздник Вознесения Господня

Празднование Вознесения Господня глубоко догматично. Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II вв. о Вознесении говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа. Важность этого события подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв.

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем в Духе Святом, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа невидимое присутствие Спасителя продолжается в таинствах Церкви. Еще апостол Павел в послании к Евреям говорил об искупительном значении Вознесения Иисуса Христа. Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище. Упоминаемое в Деяниях апостольских видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого, говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо, но уже «с силою и славою великою».

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обо́жения каждого верующего во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение Спасителя принадлежит всем людям - все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».

Сорок дней после Славного Воскресения стали временем уготовления к Вознесению, открывшему прямой путь человеческой природе в Божие Царство. Человечество Христа воцаряется в Славе Отчей, что есть для него спасение, победа и слава.

Для православного христианина чрезвычайно важно размышлять об этой вероучительной истине, в этом заключается составная часть его религиозного делания. Сопричастность ума богословским идеям позволяет ему глубже проникнуться духом церковности, приобщиться к благодатным потокам церковной жизни, четче воспринимать на самом глубинном уровне естества спасительные дары Жертвы Христовой, понять Божественный замысел о спасении всего рода человеческого и каждого христианина в отдельности.

Вспомним также, что с событиями евангельской истории та́инственно соотнесены пути человеческие на земле. Христос Спаситель, Богочеловек, в своем земном подвиге прошедший через предательство, суд, казнь и славное Воскресение, являет Себя архетипом каждого человека и всех событий его жизни. Исполняющий волю Отца творит волю Сына и не может не пройти через то, через что прошел Сам Богочеловек. Поэтому всем людям без исключения предстоит пройти через собственную страстную неделю, пострадав, оставить в этом мире свое бренное тело и воскреснуть в жизни вечной, где может Милостью Божией произойти и личное вознесение в Горние обители. Но это дар Бога, подаваемый как ответ на личный подвиг, совершаемый христианином ежедневно.

24.05.2017