Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

БЕСЕДА на Праздник Обрезания Господня (Лк.2:20-21, 40-52)


  Спаситель на восьмой день после своего Рождества исполнил требование ветхозаветного закона, приняв обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии.

  По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти.

  Более того, в обрезании явилось предельное истощание Творца. Святитель Димитрий Ростовский так осмысляет эту истину: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

  Обрезание, как один из основных элементов ветхозаветного обряда, стало прообразом Таинства Крещения. Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Послание к Колоссянам, 2:11). Святитель Феофан Затворник, толкуя эту мысль апостола Павла, сравнивает обрезание с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения.

  В этот день также совершается память величайшего святого христианской Церкви, столпа Православия – святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Церковный богослов и писатель, аскет и активный деятель по административному устроению Церкви, святитель Василий является автором многочисленных произведений на догматические темы, толкований на самые сложные и таинственные места Священного Писания, бесед и писем, в которых затрагиваются различные вопросы духовно-нравственной жизни. Святитель также является автором монашеских уставов, которые легли в основу устроения общежительных монастырей во всей Церкви.

13.01.2018