Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
  • Главная
  • Новости
  • В Аносиной пустыни почтили память игумении Иоанны (Макаровой) и игумении Евгении (Мещерской)

В Аносиной пустыни почтили память игумении Иоанны (Макаровой) и игумении Евгении (Мещерской)

27 сентября, в день Крестовоздвижения и памяти святителя Иоанна Златоуста, в Аносином Борисоглебском монастыре почтили память приснопоминаемой именинницы игумении Иоанны (Макаровой) и первоначальницы монастыря игумении Евгении (Мещерской), принявшей в эти дни в 1823 году монашеский постриг и игуменский сан. Приснопоминаемых настоятельниц сугубо поминали во время Божественной литургии, по окончании которой у памятного камня на предполагаемом месте захоронения игумении Иоанны была отслужена заупокойная лития.

Игумения Евгения (Мещерская, урожд. Тютчева, Евдокия Николаевна; 18.02.1774, с. Гореново Рославльского у. Смоленской губ.- 3.02.1837, Аносин Борисоглебский мон-рь), основательница Аносина Борисоглебского женского монастыря.
Род. в имении отца, имела 3 сестер и 3 братьев, один из к-рых, Иван Николаевич,- отец поэта Ф. И. Тютчева. В 1796 г. вышла замуж за кн. Бориса Ивановича Мещерского. Через 2 месяца после свадьбы молодой князь, простудившись на охоте, умер. Спустя несколько месяцев Мещерская родила дочь Анастасию. После смерти мужа она полностью посвятила себя воспитанию дочери, благотворительности, изучению Священного Писания и наследия св. отцов, особо почитала свт. Димитрия Ростовского. В 1799 г. княгиня купила имение Аносино в Звенигородском уезде Московской губернии, привела его в порядок, перестроила усадебный дом, возвела храм.
Около 1820 г. княгиня познакомилась с архиеп. Московским свт. Филаретом (Дроздовым), личность и руководство которого оказали решающее влияние на ее дальнейшую деятельность. Мещерская решила учредить женский общежительный монастырь. Поддержавший ее начинание архиеп. Филарет направил в Синод ходатайство об учреждении монастыря, а также составленные им для общежития правила. Святитель писал, что у Мещерской «уже имеют жительство приватно несколько бедных лиц женского пола, между которых вводится тот самый общежительный порядок, который изложен в тех правилах, почему надеяться можно, что в исполнении оных затруднений не будет».
Около 1822 г. Мещерская решила окончательно «оставить и мир, и домашний быт». Благословение на постриг княгине дали свт. Филарет, митр. Серафим (Глаголевский), Владимирский еп. Парфений (Чертков), ростовский старец иером. Амфилохий (Яковлев). «Сколько лет удерживали,- писала Мещерская,- а теперь все, в разных местах находясь, в одно почти время разрешили мне и прислали свое благословение». Все недвижимое имущество, находившееся в различных губерниях, Мещерская передала дочери Анастасии, назначила награждение своим людям и отпустила на волю крепостных воспитанниц. Дочь обязалась доставлять ежегодно в обитель муку, крупы, дрова и проч., которые насельницы получали от княгини, и, приняв на себя все долги последней, выплатить обители 20 тыс. р. единовременно и выдавать ежегодно по 600 р. до кончины матери. 17 апр. 1823 г. княгиня была облачена в рясофор и поступила в Борисоглебское общежитие. Мещерская подала прошение на имя Московского митр. Филарета об обращении общежития в монастырь, присоединив к нему планы всех существующих зданий и указав на те, которые намеревалась выстроить на свой счет. 25 июня 1823 г. общежитие получило статус девичьего монастыря.
11 сентября 1823 г. Мещерская поселилась в келье московского в честь Вознесения Господня монастыряря, 13 сентября ст.ст. в церкви во имя вмц. Екатерины на Царицыных сенях свт. Филаретом была пострижена в монашество с именем Евгения, на следующий день в Чудовом монастыре возведена в сан игумении. Митр. Серафим благословил ее Казанской иконой Божией Матери, митр. Филарет - четками. 18 сентября (1 октября н.ст.) 1823 г. состоялось открытие Аносина монастыря с введением архим. Иннокентием (Платоновым) игумении Евгении в управление обителью.
В монастыре  вела аскетичный образ жизни, носила власяницу, спала на доске, покрытой войлоком. Прп. Пимен (Мясников) свидетельствовал, что «все предметы роскоши были изгнаны из деревянной небольшой кельи старицы Евгении, ложе ее было жесткое, пища простая, скудная, а сравнительно с прежними брашнами ее княжеской трапезы, даже весьма грубая, одежда из толстого мухояра». игумения Евгения ввела в обители общежитие по Уставу прп. Феодора Студийского. В строительной и наставнической деятельности игумения Евгения руководствовалась советами свт. Филарета, вела с ним регулярную переписку.

  Пятая игумения Аносиной Пустыни, управлявшая Аносиным монастырем в 1879-1918 гг, матушка Иоанна (Макарова) стояла во главе монастыря около сорока лет и преставилась в возрасте 90 лет уже после революции (пришла в обитель матушка еще 18-тилетней девушкой). Она была строгой подвижницей, не принимала никаких личных услуг, сама делала все в своей келлии: убирала, топила, ставила самовар, отдельного стола не имела, а пользовалась общим, сестринским, и, как свидетельствовали современники, за все свое долговременное игуменство ни разу не нарушила этого правила. Церковные службы матушка посещала неопустительно, пока была в силах, сама неизменно с любовью читала шестопсалмие и канон, последний ее выход в церковь был за два дня до смерти. После смерти на ней нашли власяницу. Как настоятельница игумения Иоанна была строга. Принимая в обитель сестер, она брала с них подписку до смерти безвыходно пребывать в монастыре, не разрешала никаких поездок и отпусков на родину. Вела старческое окормление и всемерно заботилась, дабы насельницы обители не проводили времени праздно. В то же время строгость настоятельницы в отношении духовного уклада монастырской жизни не была ни черствостью, ни жестокостью. К сестрам она была милостива, как мать, а они благоговели перед своей игуменией. Сохранился рассказ о том, как монахини, вернувшись в праздник Богоявления с "Иордани" на реке Истре, пили чай в игуменском корпусе; к ним вошла матушка Иоанна и тихо произнесла: "Сестры, сегодня одна монахиня на Иордани видела Господа". Кто-то из сестер сказал: "Матушка, кто же, кроме Вас?!" Она заплакала и вышла. После смерти игумении в обычай вошло читать в день ее кончины составленное сестрами ее житие, к сожалению, утраченное в годы лихолетья. По свидетельству епископа Арсения (Жадановского), «святое сродство» объединяло ее душу с душой известного старца Зосимовой пустыни схиигумена Германа (Гомзина), который «время от времени проведывал ее с целью поучиться монашеству и поутешиться беседою».
Игумения Иоанна стяжала дар внимательной жизни и непрестанной молитвы, которую старалась привить и сестрам. Ее обычным приветствием своим духовным чадам были слова: "Душечка, а с Богом ли ты идешь?" Согласно монастырскому преданию похоронена матушка Иоанна была у притвора Троицкого собора, однако при его восстановлении ее честные останки не были обретены. Уповаем на то, что в свое время Господь явит благочестивым почитателям памяти этой святой старицы место ее упокоения.
Игумения Иоанна имела особую веру, любовь и благоговение к своему небесному покровителю святителю Иоанну Златоусту. Даже при одном слышании имени Иоанн, ее охватывало такое умиление, что она не в силах была сдержать слезы.

27.09.2019

Фотографии