Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Воскрешение праведного Лазаря. Лазарева Суббота

Лазареву субботу в 2015 году празднуют 4 апреля — это суббота на 6-й неделе Великого поста, которая отделяет период Четыредесятницы от Вербного воскресенья (Входа Господня в Иерусалим). В этот день Церковь вспоминает чудо воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря. Воскрешение Лазаря считается прообразом, предвестником воскресения самого Христа.

История Лазаря

Об истории воскрешения Лазаря рассказывает Евангелист Иоанн (XI, 1-44).

Согласно тексту Писания, Лазарь вместе со своими сестрами Марфой и Марией жил в селении Вифания недалеко от Иерусалима. Христос был частым гостем в их доме, а самого Лазаря называл другом и любил его. Лазарь был молод — в церковной литературе его называют «светлым юношей»

Однажды Лазарь тяжело заболел. Христос получил известие о болезни друга заранее, когда находился в местности Перея, по пути на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Мария и Марфа послали известить Христа о том, что их брат болен, ожидая, что Иисус посешит на помощь. Однако Иисус этого не сделал, сказав, что «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией» (данные слова толкуются следующим образом: Христос знал о предстоящей смерти Лазаря и был намерен воскресить его).

Лазарь умер за четыре дня до того, как Христос пришел в селение Вифания. Когда Иисус получил известие о смерти своего друга, встретившись с сестрами Марфой и Марией, а также со скорбящими друзьями Лазаря, то заплакал. Церковь объясняет эти слезы так: Христос плакал о том, что человек смертен, в то время как Бог изначально дал ему вечную жизнь, но из-за деяний самого человека, через грех, смерть «вошла в мир».

Христос подошел к гробовой пещере, в которой был похоронен Лазарь, и сказал, чтобы от входа отняли камень. Как свидетельствует история, в Палестине гробы в виде подобных пещер, вход в которые закрывался камнем, были традиционными и открывались только в крайних случаях. Камень был отодвинут. Иисус произнес следующие слова: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня», а затем воскликнул «Лазарь! Иди вон».

Согласно Евангелию, после этого Лазарь воскрес и вышел из пещеры. Он был обвит погребальными пеленами. Лицо юноши было обвязано платком. Христос сказал собравшимся людям: «Развяжите его, пусть идет».

Известие о чуде воскрешение Лазаря быстро распространилось по Иудее.

Смысл воскрешения Лазаря

Церковь считает воскрешение Лазаря Христом символом чуда любви, которая торжествуе над смертью, своего рода вызовом смерти как таковой. Иисус Христос воскресил Лазаря затем, чтобы показать людям возможность всеобщего воскресения в день Страшного Суда и уверить тех, кто считает воскресение мертвых невозможным, в обратном.

Кроме того, после этого чуда произошло радикальное разделение между иудеями — на тех, кто уверовал, и тех, кто с недобрыми чувствами решил убить Христа: считается, что именно после воскрешения Лазаря фарисеи и первосвященники окончательно приняли данное решение.

На следующий день после событий в Вифании Христос, согласно Евангелию, въехал в Иерусалим (Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим в воскресенье 6-й седмицы Великого поста). Он прибыл в город уже не как неузнанный и неизвестный — наоборот, множество людей встречали Христа как царя.

Сам воскресший Лазарь после данных событий прожил еще 30 лет. Он стал епископом на Кипре, где проповедовал христианскую веру и хранил строгое воздержание.

Особенности богослужения Лазаревой субботы

Накануне Лазаревой субботы, на утрене в пятницу, поется пасхальное песнопение «Воскресение Христово видевше».

В субботу богослужение отличается особой проникновенностью, служится Литургия Иоанна Златоуста, а вместо Трисвятого поется гимн «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

В тропаре, то есть главном песнопении дня, есть слова: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря»: Церковь еще раз напоминает, что воскрешение Лазаря было совершено ради уверения в возможности всеобщего воскресения мертвых.

На трапезе в этот день разрешается рыбная икра.

СИНАКСАРЬ В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ

В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию — фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной. Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11, 14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11, 21—22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой. Это неслыханное чудо возбудило у иудеев зависть, и они решили убить Иисуса; но Тот снова, уклонившись от них, ушел. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, так как многие, видя его, уверовали во Христа. Но Лазарь, узнав об их замысле, удалился на остров Кипр и жил там, а впоследствии апостолами был поставлен епископом города Китий[1]; пожив свято и богоугодно, он через тридцать лет после того, как ожил, снова умер и был погребен на Кипре, совершив (при этом) многие чудеса. Предание говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав Своими руками. Император Лев Мудрый после одного божественного видения перенес честные и святые мощи Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царем храм во имя этого святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от входа, напротив святого алтаря. И теперь еще честные его мощи пребывают там, источая какое-то неизъяснимое благоухание. Праздновать же в сегодняшний день воскрешение Лазаря установили святые и богоносные отцы наши, а скорее святые апостолы, после сорокадневного поста для очищения намереваясь священнодействовать святые Страсти Господа нашего Иисуса Христа. Поскольку они считали воскрешение Лазаря первым и основным поводом для злоумышления иудеев против Христа, то и поместили здесь это необычайное чудо, которое описывает один евангелист Иоанн[2], в то время как другие евангелисты опускают, — ведь (при них) Лазарь был еще жив, и его можно было реально видеть. Ибо тогда необходимо было доказать[3], что Христос — Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет воскресение мертвых, в чем лучше всего убеждал Лазарь. — Говорят, будто для (уверения в этом) и все Евангелие (от Иоанна) было написано, так как другие евангелисты вовсе не упоминают о безначальном рождении Христа. Лазарь ничего не поведал о находящемся в аду, поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном. Отсюда и любой человек, недавно умерший, называется лазарем, и погребальная одежда называется таинственным словом лазарома[4], — чтобы напоминать о первом Лазаре. Ибо как тот по слову Христа восстал и вновь ожил, так и этот, хотя и умер, но будет жить вечно, воскреснув при последней трубе.

07.04.2017