Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

Собор всех святых

 

 Со­бор всех свя­тых – празд­но­ва­ние Пра­во­слав­ной Церк­ви в честь всех свя­тых в первую Неде­лю по Пя­ти­де­сят­ни­це (в восьмую Неде­лю по­сле Пас­хи).

  Про­дол­жая со­бой празд­но­ва­ние Пя­ти­де­сят­ни­цы, ко­гда про­изо­шло со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов, Со­бор на­по­ми­на­ет о всём мно­же­стве свя­тых, ко­то­рые про­си­я­ли и ко­то­рым над­ле­жит про­си­ять бла­го­да­тью Свя­то­го Ду­ха во всем ми­ре от Ада­ма и до Вто­ро­го При­ше­ствия Хри­сто­ва.

  По­яв­ле­ние об­щей цер­ков­ной па­мя­ти всех му­че­ни­ков, или же всех свя­тых, про­изо­шло в Во­сточ­ной ча­сти Рим­ской им­пе­рии не позд­нее кон­ца IV – на­ча­ла V ве­ка. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст (IV в.) в «По­хва­ле всем свя­тым, во всем ми­ре по­стра­дав­шим» ука­зы­ва­ет день празд­но­ва­ния, ана­ло­гич­ный су­ще­ству­ю­ще­му в на­сто­я­щее вре­мя. Среди песнопений преподобного Ефрема Сирина (IV в.) есть упоминание о праздновании в честь всех святых, совершаемом 13 мая. Позже Сту­дий­ский, а за­тем и Иеру­са­лим­ский Ти­пи­ко­ны окон­ча­тель­но по­ме­ща­ют празд­ник в честь всех свя­тых на первую Неде­лю по­сле Пя­ти­де­сят­ни­цы. Та­кая по­сле­до­ва­тель­ность празд­ни­ков об­на­ру­жи­ва­ет их глубокую связь: свя­тые про­си­я­ли хоть и в раз­ное вре­мя и раз­лич­ны­ми по­дви­га­ми, но по бла­го­да­ти еди­но­го Свя­то­го Ду­ха, из­лив­ше­го­ся на Цер­ковь в день Пя­ти­де­сят­ни­цы.

  В го­до­вом бо­го­слу­жеб­ном кру­ге Пра­во­слав­ной Церк­ви Неделя всех свя­тых яв­ля­ет­ся по­гра­нич­ной. За­кан­чи­ва­ет­ся пе­ри­од ис­поль­зо­ва­ния за бо­го­слу­же­ни­ем пес­но­пе­ний Цвет­ной Три­о­ди и на­чи­на­ет­ся пе­ри­од пе­ния Ок­то­и­ха. На утрене Недели на­чи­на­ет­ся чте­ние «стол­па» – по­сле­до­ва­тель­но­сти 11 вос­крес­ных Еван­ге­лий, рас­ска­зы­ва­ю­щих о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом. В по­не­дель­ник по­сле Со­бо­ра на­чи­на­ет­ся чте­ние на ли­тур­гии По­сла­ния к Рим­ля­нам и Еван­ге­лия от Мат­фея (в пас­халь­ный пе­ри­од чи­та­лись Де­я­ния свя­тых апо­сто­лов и Еван­ге­лие от Иоан­на). В этот же по­не­дель­ник на­чи­на­ет­ся Пет­ров пост, сме­ня­ю­щий сплош­ную (то есть без пост­ных сре­ды и пят­ни­цы) сед­ми­цу по Пя­ти­де­сят­ни­це.

На ве­черне Недели чи­та­ют­ся три па­ре­мии, со­дер­жа­щие вет­хо­за­вет­ные ука­за­ния на сла­ву свя­тых: 1) Ис.43:9-14 – свя­тые на­зва­ны сви­де­те­ля­ми и бла­го­вест­ни­ка­ми Бо­же­ствен­но­го спа­се­ния. 2) Прем.3:1-9 – свя­тые, хоть и уни­чи­жен­ные на зем­ле, про­слав­ле­ны Бо­гом. 3) Прем.5:15-6:3 – свя­тые вос­тор­же­ству­ют в день при­ше­ствия Гос­под­ня.

Чи­та­ю­щий­ся на Ли­тур­гии от­ры­вок из По­сла­ния к Ев­ре­ям (Евр.11:33-12:2) про­слав­ля­ет вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков и на­зы­ва­ет их «об­ла­ком сви­де­те­лей», а со­став­ное еван­гель­ское чте­ние (Мф.10:32-33, Мф.10:37-38, Мф.19:27-30) го­во­рит о по­дви­ге свя­тых Бо­жи­их из­бран­ни­ков.

10.06.2017