Русская Православная Церковь Московский Патриархат Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

О ТРОИЦКОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ СУББОТЕ

По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.

Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что "Божественные отцы прияли ее от священных апостолов", так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас,живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: "Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне".

В День Пятидесятницы искупление мира было запечатлено освящающей и совершительной силой Животворящего Пресвятого Духа, благодатно и спасительно простирающейся на живущих и умерших. Поэтому и Святая Церковь, как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой в День Пятидесятницы, молится о всех усопших отцах и братиях, а в самый День Пятидесятницы возносит о них молитвы Господу. В одной из эти молитв говорится "Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне".

Cубботняя панихида нисколько не омрачает праздничного настроения. Больше того, она служит как бы его фундаментом.

Это в светской жизни принято считать, что умершего человека как бы не существует. Он не ходит, не ест и не пьет вместе с живущими, иными словами, его нет. Непросто даже в день смерти спокойно вспоминать об усопшем: как не подумать, что близкий, родной человек ушел куда-то навсегда, и никогда больше не будет возможности с ним поговорить или просто взять за руку.

А вот христиане представляют все это по-иному. Давным-давно, еще когда евреи жили в Египте (т.е. около 32-35 столетий назад), Бог говорил с пророком Моисеем и назвался «Богом Авраама, Исаака и Иакова». Когда мы говорим «я начальник такого-то», подразумевается, что «такой-то» жив. Аналогично и Бог говорил об этих трех людях как о живых, хотя они и умерли задолго до рождения Моисея.

Умерли, иначе, прекратилось их земное состояние, но не исчезли совсем. Позже Иисус Христос скажет: «Бог не есть Бог мертвых, но живых». И напомнит своим собеседникам фразу об Аврааме, Исааке и Иакове.

Конечная точка истории - момент Страшного суда , когда закончится течение времени и будет определена судьба каждого человека в безвременном состоянии - вечности. Пока судный день на наступил, люди могут как-то влиять на свою будущую жизнь в вечности. Те, кто еще живет на земле, имеют возможность совершать праведные поступки и приближать свое внутреннее состояние, свою душу к Богу. Те, кто умер, уже не могут совершать какие-либо поступки или что-то менять в себе. Зато за них и для них могут постараться живущие.

В христианстве живые и умершие люди - две части одного целого организма - человечества. Соответственно, радостные и горестные моменты истории переживают и те, и другие.

Когда около 20 веков назад через 50 дней после Воскресения Иисуса Христа на апостолов сошел Святой Дух, завершилось дело спасения человечества - всего человечества, а не только людей, которые жили в те времена. Поэтому уже первые христиане, празднуя этот день(он стал называться Троица), накануне вспоминали о тех, кто не дожил до него, но тоже нуждался в этом спасении, т.е. обо всех живших на земле людях. И верующие молили Бога, чтобы он даровал умершим прощение грехов и избавил их от мук в грядущей вечности.

Так сложилась традиция поминать усопших накануне праздника Троицы.

Иначе суббота перед Троицей называется родительской просто потому, что те, у кого умерли родители, как правило, сначала поминают их, а уже потом остальных людей.

Но ведь, по сути, все те, кто жил до нас, - это наши пра-родители, так что их поминовение тоже вполне можно назвать родительским.

А в самые первые времена поминовение усопших в Троицкую субботу было молитвой и воспоминанием о Ветхозаветной Церкви и как бы подготовкой к новому этапу жизни человечества - Церкви Новозаветной.

О всех и за вся

Юрий Рубан

Наступила вторая и последняя в году Вселенская родительская суббота [1] . В субботу мясопустную, перед неделей о Страшном Суде, мы ободрялись возгласом «Христос воскресе!». Теперь же, после многократных пасхальных восклицаний, Церковь приглашает всех еще раз: «конечный день вспомним, верные». Нас призывают не быть беспечными, но помнить, что «страшен конец смертный и грозен суд Владыки!»

Но почему именно суббота избрана нарочитым поминальным днем? Да потому, что каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала "днем покоя", – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший накануне плотью Христос завершил воссоздание этого "обветшавшего" – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? "Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный".

Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – "родительские субботы", названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей. Но не только за них. Во Вселенские субботы Церковь призывает нас на время отвлечься от естественной, но несколько эгоистичной кровной любви и молиться «об упокоении всех рабов Божиих преставившихся, всех преждепочивших православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братий во Христе, которых мы, и не видев их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его, – молитва о нем будет непрестанно возноситься до скончания века» [2] .

Как писал еще раньше другой наш святой учитель – епископ Феофан Затворник, «никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью – тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих».

Действительно, нам, живущим на земле, перед празднованием Дня Рождения Церкви Христовой уместно обратиться со словами молитвы к тем, кто населяет Церковь Небесную. Это для нас существуют словно бы две Церкви – Земная и Небесная; для Бога же она – Одна и Едина, как едины неразделимы и ее насельники. Ведь мы хорошо знаем, что истинный Бог – «Бог не мертвых, но живых, потому что у Него все живы» (Лк.20:38).

[1] Кроме этих двух поминальных суббот, предусмотренных греческим церковным Уставом (Типиконом) и имеющих статус «Вселенских», Русская Православная Церковь имеет еще два «особых поминальных дня»: Димитриевскую субботу и Радоницу Подробнее о характере всех этих дней см.: Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1999, с. 37-42.

[2] Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. О поминовении усопших … с. 40.

01.06.2017